Новости / статьи

« Назад

Лифты в России  29.06.2015 18:05

Первый лифт в России появился в Зимнем дворце при Петре I. Умелец, имя которого не сохранилось, соорудил подъёмник для обеденного стола, поднимавший его с первого на второй этаж. Но уже в документах значится дата установки знаменитым изобретателем И. П. Кулибиным винтового лифта для императрицы Екатерины II в том же Зимнем дворце в 1793 году. Выбор конструкции был обусловлен требованиями безопасности для царской особы, поэтому о канатах, могущих оборваться, речи быть не могло.

В середине XVIII века лифты установили в дворцовых постройках Царского села и в усадьбе Кусково. Диковинная по тем временам штука, поднимавшая на этажи людей вызывала интерес и восторг публики. Поэт М. Долгорукий, увидев лифт в Царском селе написал такие строки:

 Пустыни нет уж для каприза

В котором множество пружин

Могли наверх подняться снизу

Без лестниц гость и господин

 Ещё один знаменитый лифт был установлен в подмосковной усадьбе Архангельское в 1816 году. Но широкого распространения лифты в России не получили из-за отсутствия высотных зданий. Широта просторов и обилие земель не создавали предпосылок к многоэтажному строительству. Лифты использовались лишь в промышленности.

 Только с появлением в Москве высотных зданий, лифтовое хозяйство стало развиваться. Первый лифт был установлен в 1901 году в доме №17 на Рождественском бульваре. Однако пик развития лифтостроения в Советской России произошёл во время строительства знаменитых Московских высоток – жилой дом на Котельнической набережной, здание МГУ, гостиница «Украина». Для этих домов требовались скоростные пассажирские лифты, производство которых в короткие сроки было освоено на серийной основе.

 Известно, что средняя скорость пассажирского лифта составляет 60-70 см/сек. При устройстве лифтов МГУ, его кабина могла поднять 15 упитанных граждан весом до 1,5 тонны со скоростью в пять раз быстрее. Перегрузки, связанные с ускорением ощущали даже бывалые пассажиры. О надёжности этих лифтов наглядно говорит история с уловкой студентов. Когда в кабине лифта загоралась лампочка «перегруз» и автоматика отказывалась двигать механизм, смышлёная молодёжь по команде подпрыгивали, упираясь ногами в стенки кабины. Дверь закрывалась и лифт начинал движение. И, несмотря на такое варварство, лифты МГУ прослужили исправно более полувека.

 Естественно, что с развитием лифтового хозяйства возникла потребность в специалистах, была основана целая отрасль по созданию, строительству и обслуживанию лифтов. Московская контора «Мосжилэлектро» была преобразована в крупный трест «Лифтремонт», а позже на его основе было создано предприятие «Мослифт».

 Долгое время лифты оборудовались простейшими органами управления, по сравнению с современной автоматикой. Управлять лифтом доверялось специально обученным людям – водителям лифтов, позже названным лифтёрами. Эти люди открывали и закрывали двери, вызывали лифт на этаж, сопровождали пассажиров. Существовало специальное учебное заведение – учебно-производственный комбинат Московского Жилищного Управления, где готовили не только лифтёров, но и ремонтников. Позже словом лифтёр называли любого человека, кто следил за эксплуатацией лифта в доме, в том числе исполняя функции диспетчера.

 С появлением лифтового хозяйства, были попытки установить лифты в уже стоящих зданиях. Первый опыт приставного лифта в доме на Большой Серпуховской улице был весьма неудачным. Громоздкая конструкция колонн из кирпича и металла закрыла вид из расположенных рядом окон, существенно затемнив жилые помещения. Потом появились первые каркасные шахты в

доме №13 по улице Чаплыгина, но они тоже имели поддерживающие колонны. Лишь спустя два года была разработана и применялась практика монтажа каркасных шахт с висящими над землёй кабинами, которые можно всё ещё встретить в Москве и Санкт-Петербурге.

 Но в строительстве и обслуживании лифтов нуждалась не только Москва. Активная застройка крупных городов многоэтажными жилыми домами потребовало создания научно-исследовательского института, а позднее отдельного конструкторского бюро для обеспечения проектной документацией всех регионов СССР. Даже при унификации проектов, основанное в 1963 году Центральное проектно-конструкторское бюро по лифтам уже к 1967 году подготовило и выпустило параметрический ряд пассажирских и грузовых лифтов из 36 моделей в 62 исполнениях. Были освоены модели лифтов различных эксплуатационных качеств от пассажирских, специализированных больничных лифтов, кабин для инвалидов, до грузовых лифтов повышенной грузоподъёмности.

 Лифты начали производить практически во всех регионах СССР, обеспечивая потребность жилищного строительства, а так же поставляя детали и узлы для ремонта, модернизации и замены лифтов. Грузоподъёмность типовых лифтов варьировалась от 100 кг до 5 тонн.

 В современной России, многие отечественные производители лифтов столкнулись с конкуренцией зарубежных фирм. В производство внедрились новые технологии, последние достижения промышленности и электроники. Сейчас, практический каждый производитель, будь то зарубежная фирма или отечественный завод, выпускает лифты для различных нужд, отвечающие общим требованиям технического регламента и требованиям безопасности.