Новости / статьи

« Назад

История лифтов первое упоминание о лифте  27.05.2015 09:44

Первое упоминание о лифте относится предположительно к 13 г. до н.э. В трактате «Десять книг об архитектуре» римского инженера и архитектора Витрувия есть ссылка на Архимеда, якобы создавшего в 236 г. до н.э. подъёмный аппарат для людей.
Подъёмные механизмы для решения строительных задач известны с ещё более ранних времён. Все мы знаем, что при строительстве египетских пирамид использовались канаты, лебёдки и рычаги. Но подъёмник с пассажирами, как механизм отдельного назначения, получил распространение намного позже.
Согласно «запискам Светония», в «Золотом доме» императора Нерона, ориентировочно в 67 – 68 гг. н.э. была платформа, поднимавшая властителя на верхние этажи. Приводился весь механизм в действие при помощи рабов, крутящих колесо с наматывающимися на него канатами. В римском Колизее, в 80-х гг. н.э. работали подъёмные механизмы, доставляющие гладиаторов и животных на арену с подземных помещений, так же приводимые в действие при помощи физической силы рабов.
Документальные свидетельства о пассажирских подъёмниках – прообразах современных лифтов, построенных в Монастыре Святой Екатерины в Египте, датируются серединой VI века. Ещё позднее в мировой истории отмечены лифты XVII века в Виндзорском замке (Великобритания) и «Летающий стул» Велайера в одном из парижских дворцов. Распространение пассажирских лифтов во Франции продлилось до первой четверти XVIII века. Однако такие механизмы считались скорее пафосным излишеством богатых домов и широкой популярности не получили.
В Российской Империи лифты стали применять в дворцовых постройках с XVIII века. Подъёмные «стол и кресло» появились в Эрмитаже, лифты для царственных особ в Царском селе, в подмосковной усадьбе Кусково. В 1795 году И. П. Кулибин разработал конструкцию «подъёмных и спускных кресел» с винтовым механизмом для Зимнего дворца. В подмосковной усадьбе Архангельское первый лифт был установлен в 1816 году.
Низкая популярность пассажирских лифтов в прошлом объясняется отсутствием зданий большой этажности. Да и сами конструкции по сравнению с современными устройствами были громоздки и дороги в первую очередь в использовании и содержании.
Но, даже с появлением высотных зданий, использование лифтов ограничивалось недостаточной безопасностью для пассажиров. Если в промышленности, на предприятиях и складах грузовые лифты получили своё развитие, то пассажирские кабины нуждались в серьёзной модернизации.
В 1854 году американский изобретатель Элиша Грейвс Отис продемонстрировал устройство безопасности для пассажирских лифтов. На нью-йоркской выставке в Кристалл Палас Отис, стоя на платформе подъёмника, обрубил удерживающие её канаты. Платформа осталась неподвижной благодаря «ловителям» – системе безопасной остановки лифта при обрыве тросов. Трудно сказать, было ли это изобретение следствием развития многоэтажной архитектуры Нью Йорка или же небоскрёбы появились благодаря наличию безопасного пассажирского лифта. Но фактом остаётся то, что именно с момента демонстрации изобретения Э. Г. Отиса в сочетании с каркасным строительством зданий в Америке стали строить небоскрёбы. Первый серийный лифт Отиса был установлен в Нью Йорке в 1857 году.
Уже в 1861 году фирма Отиса запатентовала электрический пассажирский лифт. В 1867, на Всемирной выставке в Париже были продемонстрированы первые гидравлические лифты, имевшие ряд преимуществ перед традиционными канатными. А в 1878 году был изобретён и внедрён в эксплуатацию ограничитель скорости, позволяющий включать ловители при превышении допустимых значений скорости кабины лифта.
До появления в серийном производстве электрических лифтов, кабины двигались по направляющим, подвешенные на канаты, которые наматывались на барабаны при помощи паровых машин. Первый электрический лифт с реечным механизмом был изготовлен немецкой фирмой Siemens & Halske в 1880 году. На высоту 22 метра кабина поднималась за 11 секунд. А первый электрический лифт в Нью-Йоркском небоскрёбе был установлен в 1889 году и, с тех пор уже ничто не сдерживало развитие высотного строительства.
Начиная с конца XIX века, лифт становится общедоступным средством передвижения. Элитарность и дороговизна, благодаря инженерной мысли и техническому прогрессу ушли в прошлое. С развитием архитектуры, строительных и промышленных технологий, человечество получило неотъемлемый в повседневной жизни механизм облегчающий жизнь.

В России, в частности в СССР, развитие лифтов началось только после Великой Отечественной Войны. В силу наличия большого земельного фонда, многоэтажное строительство в России не имело распространения. Однако ещё в 1940 году в СССР было освоено серийное производство типовых конструкций скоростных лифтов общего назначения. Но, лишь с восстановлением больших городов и развитием промышленности пассажирские лифты получили своё широкое распространение.

ВНИИПТМАШ совместно с трестом «Сюз Лифт» в 1955 году создали типовой ряд конструкций пассажирских лифтов для жилых домов и общественных зданий грузоподъёмностью от 320 до 1000 кг, типовой ряд грузовых лифтов грузоподъёмностью от 100 до 1000 кг и больничный лифт грузоподъёмностью 500 кг.